Главная

«O, Sortie!» на Газетном

E-mail Печать PDF

Tags: Авдей Тер-Оганян | Александр Кисляков | ВГИК | галерея вата | Галина Пилипенко | группа МИР | Игорь Ваганов | Наталья Дурицкая | Пекин Роу Роу | Сергей Тимофеев

Группа «Мир» показала ростовскому неофициальному художественному сообществу фильм «O, Sortie!» об истории знаменитого Туалета на Газетном.

Презентация имела место быть в частной галерее «Вата», в рамках «мирской» выставки-документации «Слепые. Disconnect».

Этакий бонус к «Слепым»: документальный фильм бакинского режиссёра Руфата Гасанова «O, Sortie!» и фильм (видеоарт) ростовского художника Игоря Ваганова «Synergos: 24».

Отдавая должное в целом замечательной работе киногруппы Гасанова, и без того обласканной вниманием профессиональной критики (призы жюри киношколы ВГИКа, к примеру), хочется высказать «по поводу» несколько частных соображений.

Постер «O, Sortie!» для презентации в галерее «Вата». Автор – И. Ваганов. 

Руфат Гасанов предпринял в чистом виде героическую попытку вплавить в 10-минутный фильм немыслимое для короткого метра количество знаковых символов, мифов, историй, эти мифы породивших, историй, эти мифы продолжающих и порождающих новые. Попытку героическую в каноническом понимании: любая попытка сбычи несбыточного патетична по определению.  

Несколько поколений российского андеграунда, блистательные имена, удивительные планы… Один только микросюжет на Парамоновских складах чего стоит! Как всё это представить в 10-минутном фильме, не выплеснув ребёнка, не потеряв по дороге суть? И, собственно, в чём эта суть заключается?

 

Киногруппа Гасанова в Таганроге.JPG - фото А. Астаховой 

Фильм как фильм мне не понравился. Ничем во вполне устоявшемся жанре «документальное кино» технически не удивил. Фильм же в его содержательной части оценивать я не могу. Ибо каждое имя, упоминаемое в фильме, каждый план, каждая самая незначительная деталь на периферии кадра для меня значимы, узнаваемы и в той или иной степени дороги. Могу только представить себе панический ужас непонимания, впечатанный в физиономию зрителя случайного, незнакомого с контекстом предъявляемой авторами фильма ситуации. Буквы родные, слова известные, смысл происходящего – за границей сознания. Страшный сон маленького человека: он обращается к хорошо знакомым людям, а они его не понимают. Лишь пропевают в ответ какие-то слова, тоже ему известные, но почему-то непонятные. Если когда либо ВГИК или Гасанов сподобятся выпустить этот фильм, к примеру, на DVD, то это должно быть только подарочное коллекционное издание. Ибо без прилагаемого к диску бонуса в виде увесистого тома с комментариями понять что-либо простому человеку будет невозможно. А нужно ли всё это мифическому «простому человеку»? Это уже второй вопрос. При том, что мы, собственно, ещё и про первый не договорились.

Тема бонусов: том комментариев – бонусом к диску с фильмом «O, Sortie!», сам фильм – бонусом к выставке «Слепые. Disconnect». Замкнуть круг, заставить слепых прочитать том комментариев! А на этот перформанс зрителями пригласить духов Кафки, Хлебникова и Дюшана. Вот старики порадовались бы! А весь этот спиритический перформанс бонусно украсить проецируемым на огромное белое облако фильмом «Synergos: 24». Кстати, отдельная песня. Фильм-призрак Игоря Ваганова, арт-хаусная элегия на тему одного съёмочного дня киногруппы Гасанова, первоначально задумывался как конкурсная работа для международного проекта YouTube «Жизнь за один день». А в итоге оказался поэтической реабилитацией «O, Sortie!», его апологией и, отчасти, интимным художественным комментарием. Публика галереи «Вата», судя по реакции, к такой интимности оказалась не готова.

Фильм как история. Рассказывают о подвале на Газетном Игорь Ваганов, Наталья Дурицкая, Александр Кисляков, Игорь Михайлович Бондаренко, Галина Пилипенко. Где, слава Богу, живые и здравствующие Авдей Тер-Оганьян, Валерий Кошляков, Мирослав Немиров, Игорь Бондаревский? Почему так мало про «Искусство или смерть»? Почему почти ни слова о ничевоках? Все эти вопросы уместны. Остаётся лишь решить, куда их направить: на e-mail Руфату Гасанову, или сразу в предисловие к упомянутому тому комментариев.

 

 Афишка выставки «Провинциальный авангард» (1988). 

Все были уверены, что в фильме непременно появится музыка «Пекин Роу-Роу». Уверены настолько, что даже никто не поинтересовался этим у съёмочной группы. Гасанов оказался куда изобретательнее. «Пекинов» не появилось. Зато появилась замечательная англоязычная песенка Али Гасанова, бакинского художника и однофамильца режиссёра. Такой же безумец, как и Тима. Выдумщик, бунтарь и волшебник по совместительству. Азербайджанский Том Йорк в ростовском культурном подземелье, временно прикинувшемся сортиром! Все унитазы впадают в мировой океан! Вместо создания полновесного мемориального комплекса Гасанов протянул этой песенкой сквозь время и пространство новые звенящие ниточки, которыми и жив андеграунд. Блистательное режиссёрское решение. Пять баллов.

Фильм как авторский месседж. Монтажный строй фильма и сопряженный с ним содержательный пафос навязчиво проводят мысль о том, что раньше всё было хорошо, а теперь, увы нам увы, всё крайне плохо! В своём пост-премьерном интервью ростовским телевизионщикам Руфат Гасанов усугубил эту авторскую позицию. «Я хотел бы, чтобы туалет на Газетном трансформировался в подвал поэтов. Он был «Подвалом поэтов» в 20‑х годах. Мне кажется, что богемная Мекка важнее общественного сортира. Сейчас особенно». Данный посыл меня, например, разочаровал. В силу своей поверхностности. Зачем пытаться давать ответы на вопросы, ответов не имеющие? Или, как минимум, неуместные в данном формате. Правильно поставленный вопрос зачастую бывает важнее самого ответа.

Купеческий Ростов очень медленно осознавал факт исторической бесценности непрезентабельного и всячески замызганного общественного туалета на Газетном 46. Признав, возгордился и даже стал говорить об этом через глянцевые путеводители и краеведческие книжки. Не отдавая себе отчёта в феноменальной многогранности данного артефакта.

Велемир Хлебников, Мартирос Сарьян, поэты-ничевоки, Евгений Шварц, Марсель Дюшан, Клементина Черчилль, Авдей Тер-Оганьян, Сергей Тимофеев, Леонид Стуканов, Наталья Дурицкая – с этой стороной сортирного бытия всё понятно. Речь о символе. Метафоре бессознательно руинированного палаццо.

Трудно представить более выразительный сим­вол упадка городской культуры, нежели «Подвал поэтов», превращённый в нужник. И ведь совершенно непонятно, что с этим теперь городу делать. Превращать в музей? В выставочную площадку? Бред! Туалет в центре города есть элемент культуры, не менее важный, нежели музей или выставочный зал. Совмещать музей с сортиром в одном функциональном пространстве? Идея сильная, но психологически город к подобному радикализму явно не готов и в ближайшие годы вряд ли подготовится. Зато готовы художники. Наталья Дурицкая и Сергей Сапожников уже доказали это, проведя в туалете перформанс «Здесь был Вова». Сам город же…

Городу остаётся только культивировать данный миф, удобряя/унавоживая эту почву. И, собственно, фильм Руфата Гасанова – один из элементов бесконечной работы рассматриваемой нами культурной машины.

Ираклий Смирнов специально для сайта "Неофициальные новости Ростова-на-Дону"

Предыдущая работа Руфата Гасанова "Force Majeure it happens". Производство "Азербайджан-США-Турция", продолжительность - 7 минут

Обновлено ( 08.12.2010 23:06 )  

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Рекламные ссылки:


© Галина Пилипенко, Максим Гребенников
Использование материалов сайта «NEWSROSTOVDON.RU — неофициальные новости Ростова-на-Дону» разрешено только при наличии активной ссылки на источник. Все права на фотографии, иллюстрации и тексты на сайте принадлежат их авторам.
На сайте использованы технологии jQuery, @font-face (FF3.5+, Opera10+, IE8+), PNG.

Реклама на сайте, наша электро-почта и логотип.